карта сайта  

"Охта 21" Алюминиевый аргумент



Статья в журнале "Катера и яхты" №6 2005г
 
 


Эта лодка и герой нашего предыдущего теста “Дракон” располагаются на диаметрально противоположных полюсах, а их хозяева вряд ли сумеют понять друг друга. Уже сам облик “Охты” не оставляет никаких сомнений в том, что создана она в первую очередь для работы и что белоручкам у нее на борту не место.
 

 
Мощной “броней” закрыта даже
удобно расположенная горловина
топливного бака
 
Вдоль бортов кокпита протянулись
дополнительные ступеньки, снабженные,
как и пайол, нескользящим покрытием

Популярность сварных алюминиевых лодок продолжает расти, что лишний раз подтверждает регулярное появление на этом рынке новых фирм и моделей. Наиболее востребованы такие суда на Северо-западе страны, где на акваториях царит не относительно безобидный песок, а коварный камень. Металлический корпус не только позволяет без опаски подходить к “дикому” берегу, но и уверенно “держит удар” в случае серьезного происшествия — в частности, риск заработать пробоину при столкновении с подводным препятствием на полном ходу здесь значительно меньше, чем в случае с тем же стеклопластиком. Единственно, из-за особенностей как самого материала, таки технологий сварные алюминиевые лодки выглядят не столь эстетично, поэтому ряд производителей применяет вкладные пластиковые секции, дабы интерьер выглядел более привлекательно. Другие сознательно этого не делают — к их числу относятся и создатели “Охты”.

 

Царство металла

     Прочность в ущерб эстетике может понадобиться не только снаружи, но и внутри. Вряд ли вы рискнете, на пример, бросить с причала в стеклопластиковый кокпит тяжелую цепь или якорь. А вот металлическое нутро “Охты” вполне допускает даже такое варварство. Здесь не опасаешься, что-либо поломать или поцарапать — выполнен интерьер пусть и грубовато, но с большим запасом прочности. Недаром во время традиционных гонок на приз “КиЯ” эту лодку сразу облюбовали обслуживающие соревнования водолазы со своим громоздким снаряжением. Лодка спроектирована как сугуборабочая, и этим все сказано.  Запас прочности действительно огромный — и днище, и борта выполнены из 6-миллиметрового листа (большинство производителей предпочитает “четверку”, да и то только на днище). В итоге, однако, вес 6.5-метровой лодки зашкаливает за тонну — “Охта” почти вдвое тяжелее открытого “Silver Eagle DC” схожих размерений. Компоновка лодки достаточно стандартна — встроенные рундуки вносу и корме и центральная двухместная консоль, к конструкции которой у нас сразу возник ряд претензий. Водителю среднего роста сидеть за рулем неудобно: тумба, на которой установлены сиденья, высокая, и ноги банально болтаются в воздухе — явно необходима какая-либо подножка. Кроме того, сами сиденья — от трактора, громоздкие и не “морские” (подушки впитывают воду, да и первой ржавчины ждать придется недолго). Наклон передней панели явно маловат для того, чтобы хорошо читались показания приборов, но все же его хватает, чтобы любой положенный на нее предмет — например, мобильник или навигатор GPS — беспрепятственно съезжал вниз. На фоне царящего вокруг несокрушимого металла крепление ветрового стекла выглядит откровенно “сопливым”, а окаймляющий его поручень, пожалуй, можно и согнуть, если ухватиться за него вдвоем втроем. Рундуки, выполненные заодно с консолью, очень объемистые, но стандартные пластмассовые люки маловаты — пропихнуть через них, например, большой мешок, который запросто поместится в рундуке, явно не выйдет. Подкачал и объемистый форпик, предназначенный для якоря и якорного конца — почему-то он оказался не самоотливным. В общем, внутренняя обстройка“Охты” требует доработок. Правда, мы имели дело с самым первым экземпляром лодки, и нам сообщили, что на серийных образцах все будет по-другому. В частности, консоль планируется ставить пластиковую, да и сама внутренняя планировка может варьироваться в соответствии с пожеланиями заказчика — разработан даже каютный вариант с компоновкой “walkaround”.


    А вот что нам действительно понравилось, так это “честное” нескользящее покрытие, нанесенное не только на весь пайол, но и на “ступеньки” по бортам кокпита (удобная, надо сказать, вещь, особенно учитывая рабочее назначение лодки). Удачна и кормовая площадка — продолжение днища, на которой установлены подвесные моторы. Невысокие релинги по периметру корпуса допускают установку “стаканов” для удилищ. Просторный кокпит полностью самоотливной, причем шпигаты снабжены трубчатыми клапанами, позволяющими перекрыть путь забортной воде внутрь при большой загрузке.
 

 

Спокойствие и уравновешенность

    Со стороны 6.5_метровая “Охта” производит весьма солидное впечатление — наверное, играют свою роль значительная ширина, высокий борти вообще брутальность облика. С учетом более чем солидного веса по началу мы решили, что двух “пятидесяток” на транце здесь будет маловато. Но первое впечатление оказалось обманчивым. На ходу лодка проявила на редкость спокойный и уравновешенный характер, не проявив излишнего мощностного “аппетита”. Постоянно теребить кнопки триммера нет нужды — выход на глиссирование одинаково легок как при поджатых, так и при немного откинутых моторах. Да и вообще разгонная характеристика оказалась на удивление ровной — выход на режим происходит плавно и незаметно. В момент преодоления “горба сопротивления” на большинстве лодок стрелку тахометра при замерах скорости с интервалом 500 об/мин обычно приходится подгонять к нужному делению в несколько попыток, но “Охта” оказалась исключением — связь частоты вращения моторов и скорости оказалась железной, словно на автомобиле. В этом плане лодка скорее напоминает плоскодонный “Прогресс”, хотя это классический моногедрон с 19-градусной килеватостью. Как уже отмечалось, триммер можно оставить в покое — попытка выжать максимальную скорость за счет дальнейшей откидки моторов до срыва винтов в кавитацию дала мизерную прибавку в 0.4 км/ч; при этом началось дельфинирование, а ход по волне стал более жестким. Все эти признаки косвенно свидетельствовали о том, что и чувствительность к нагрузке должна быть не очень высокой. К сожалению, набрать достаточно большой экипаж в день испытаний нам не удалось, но, по словам представителя “Охтинской верфи”, с десятью пассажирами на борту лодка продолжает уверенно глиссировать со скоростью 30–35 км/ч — даже с винтами, обеспечивающими оптимальный режим работы моторов с минимальной нагрузкой. Кстати, учитывая рабочее назначение “Охты”, винты мы бы поставили полегче — может, тогда нам удалось бы заставить ее глиссировать под одной “пятидесяткой”. Увы, с 14-дюймовыми это у нас не вышло — даже с предварительным разгоном на обоих моторах. Повороты лодка проходит с неглубоким внутренним креном, уменьшающимся с ростом скорости, и стабильно держит траекторию. Диаметр циркуляции с полного хода составляет около пяти длин корпуса. Небольшая волна высотой 0.2–0.3 м на полном ходу практически незаметна; крутой полутораметровый вал от кстати подвернувшейся моторной яхты был довольно мягко, без удара и прыжка преодолен на скорости около 35 км/ч, при этом в кокпит не попало ни капли воды. Кроме обводов, на наш взгляд, здесь сыграла свою роль и значительная масса корпуса. Этот показатель, кстати, пришлось учитывать при швартовках — инерция у “Охты”, как у куда более крупного “парохода”.
 

Резюме

    Типичная рабочая лодка: для тех, кто на первое место ставит практичность и надежность, а на самое последнее — внешний вид. Запас прочности, конечно,  дело хорошее, хотя, на наш взгляд, создатели “Охты” малость переборщили с толщиной “брони”, особенно на бортах. Корпус вполне отвечает предъявляемым к судам такого типа требованиям — как по конструкции, так и по ходовым качествам, но внутреннее обустройство предоставленного на тест образца мы бы отнесли к числу “макетных”. С теми переделками, о которых нам поведали представители верфи, лодка наверняка найдет своих потребителей — и среди любителей (прежде всего рыболовов), и среди профессионалов — спасателей, водолазов и т.п.

Автор Артем Лисочкин. Фото Алексея Даняева




 

Рейтинг - яхты и катераߵ��࿠ᠭ�� ��